Концепция "ЗР"

Обсуждение альбомов, песен, лирики и т.д.

Концепция "ЗР"

Сообщение Ldsz 31 авг 2011, 23:18

С разрешения автора, процитирую тут некогда понравившееся мне эссе на тему "Запрещенной Реальности", а также часть его дальнейшего обсуждения вконтакте. Надеюсь, здесь найдутся желающие продолжить дискуссию)

Автор - А.Курников.

"Сергей Константинович Маврин однажды сказал, что задумывал альбом «Запрещенная реальность» как своеобразную оперу. Это ему не только удалось, он сделал дальше больше, он создал целый мир, который живет своей жизнью, о котором мы узнаем из песен, как из книги. Альбом «Запрещенная реальность» воспринимается как одна большая книга, где песни – страницы.
«Запрещенная реальность» представляет собой некое музыкальное литературное произведение, которое имеет сюжет, череду событий. Об этом свидетельствуют как многочисленные повторения мелодий в песнях, песни являются своеобразным продолжением одна другой. В мире этого альбома живет главный герой, от которого мы и узнаем об этом мире. Примечательно, что только в первой песне «повествование» ведется от 3-его лица (во всех остальных песнях рассказ от 1-го лица). Нас знакомят с главным героем. Это романтический герой, который, как и подобает романтическому герою, одинок. Он одинок из-за того, что он не смирился с реалиями того ужасного мира, что его окружает. Мира, где «боги спят». Этот странник понимает, что единственное, что осталось у него – это надежда, «развеянная по снам». Но все же он имеет эту надежду, в отличие от остальных. И потому гоним. В припеве поется:

Стоит повернуть,
Изменить свой путь,
Птицы вслед закричат,
Люди вслед замолчат.

Это значит, что, свернув со своего пути, бросив надежды, он перестанет быть гонимым. Пение птиц символизирует гармонию и единение с природой, с этим миром, с этой реальностью. С миром, который крутится в дьявольском вальсе. Где даже мысли выставляются на продажу. Этот мир окутывает страх, страх перед всем новым и неизведанным, но и в этом мире есть страх:

Как столетьем раньше,
Бесы рвут душу.
За стенами страшно
И страшно их рушить.

Эти строки и начало проигрыша (которое представляет почти точную копию) отбрасывают нас к песни группы Ария 1991 года из альбома «Кровь за кровь» «Бесы». Она оказывается кусочком из прошлого. Одинаковая часть проигрыша, только слова в песни 1991 года звучали в настоящем, а не в прошедшем времени, как в песне «Дьявольский вальс». «Бесы» - это становления мира «Запрещенной реальности». Сначала сошел с ума один, а потом все.

Дай мне сойти с ума...
<...> Ария.
Бесы в душе моей.
………………………………………………………………

Как столетьем раньше, Маврик
Бесы рвут душу…

Ключевым моментом песни становится ее финальная часть, к которой звучат звуки органа, барабанов и слышится голос, доносящийся, словно из преисподни. Этот момент становится одним из лейтмотивов альбома. Текст песни пропитан отчаянием:

Злость приходит с мыслью:
Каждый одинок.
Можно с этим биться,
А можно спустить курок.

И отчаяние овладевает героем. Он по-прежнему выше, чем все остальные обитатели этого мира, но этот мир оказался сильнее его. Об этом повествует песня «Падший». Это падение лирического героя, это падение его души. Понимание того, что он чужд этому миру, но изменить его нельзя, побеждает его волю:

Мой мир слишком стар –
Опустевший темный храм,
Что могу я отыскать
Посреди руин?

Но и для небес
Я – лишь взгляд,
Забытый здесь,
Где последние надежды
Тают, словно дым.

Те надежды, которые «развеяны по снам», за которыми герой отправился в путь, «тают». И небеса забыли о нем, ведь боги на них спят. И вопрос: «Кто привел меня сюда? Демон или рок?» - только усиливают его одиночество и обреченность.Не тот ли это демон, чей голос мы слышали в финале «Дьявольского вальса»? Но герой пытается сопротивляться. Но обращается он не к небесам, а зеркалу небес (воде, полагаю), потому что по небу, где боги спят «крадется тьма» солнце погасло, но тьма заслонила звезды:

Зеркало небес, там играет пламя,
И крадется тьма по осколкам дня.
Зеркало небес, взгляд мой отражают,
Дай мне сил дойти, не оставь меня.

Всю борьбу, всю романтическую борьбу с миром, внутри которого он находится, передает проигрыш песни. Мелодичный, но грустный перелив на фортепьяно символизирует чувства героя, резкие тяжелые аккорды гитары символизируют давление темного мира. В следующей части проигрыша одинокая солирующая гитара – это и есть тот одинокий герой, который вступил в схватку с чуждой ему реальностью. Потом постепенно вступает ритм секция, становясь все тяжелее и тяжелее, задвигая солирующую гитару за себя. А ее музыка с плавной и мелодичной перетекает в нечто неспокойное, встревоженное, а позже во что-то борющиеся. Она словно пытается вырваться из-под ритм-секции, но та порабощает ее, как и мир порабощает героя. Борьба становится все сильнее и в конце проигрыша звук все же вырывается, но ценой жизни. Мы слышим «умирающую» гитару. И очень символично, что в этот самый момент лирический герой начинает петь:

Крылья есть у всех,
У каждого свой путь наверх…

После смерти человека его душа летит наверх, но если души нет, если она мертва, то путь наверх – это дорога в никуда. Но это еще и дополнительное описание мира и главного героя. Стоит вспомнить песню «Путь наверх»: герой брошен вниз силой судьбы, люди на дне, тьма… Но герой вновь рвется наверх, он не мирится с окружающим его миром. Но в песне «Падший» показан трагический конец стремлений.
В заключительной части песни мы вновь слышим фортепьяно и гитару. Но на этот раз продолжения нет: гитара резко обрывает фортепьяно, тьма поглотила героя.
Слова:

Крылья есть у всех,
У каждого свой путь наверх,
Есть у каждого своя дорога в никуда.

Являются опорой для развития следующей песни «Дорога в рай». Путь в никуда – это путь в пустоту, а пустота – это всегда тьма, ночь. Но обитатели мира, как говорится во второй песне альбома, «хотели света, где он не знали…», они хотели в рай. Пытались найти свет и построить рай любыми способами, даже самыми безумными:

Дорога в рай – война и смерть,
Рядом мечта и безумие.
По трупам в рай, война и смерть,
Растоптана вера и бог ее.

Вот почему боги спят: вера в них растоптана. Но в самой первой песни пелось:«Люди верят, боги спят.» Во что верят эти люди? Разве в богов? Нет. Лирический герой говорит, что они верили в иллюзии, построенные ими же:

Страшно жить, а потом умереть,
Не покидая иллюзий…

Вот, что это за стена, за которой страшно и которую страшно рушить. Это стены иллюзий. Иллюзия рая. Обитатели этого мира прокладывают дорогу в рай по трупам, через войны, строят его на земле, но эта дорога ведет на дно. И, упав на дно, люди сроят иллюзии о рае, будто он построен. И они фанатично верят в эти иллюзии, забывая, что все это ими выдумано. Этот мир тает подобно снам, иллюзорный путь наверх – это дорога в никуда.

Не пройдя преисподни,
Вам не выстроить рай.

Лирический герой единственный, кто видит правду, кто видит последствия возведения стен иллюзий:

Дорога в рай ведет на дно –
В мир искуплений и снов.

Мир иллюзий перевернут. В нем смыты грани. Даже между привычными вещами:

Что есть свет и где здесь тьма?
Не ответит и сама судьба.

Жизнь теряет смысл в этом мире, если даже судьба, высшее предназначение, не может расставить все по своим местам.И страшные звуки органа, которые являются музыкальным лейтмотивом данного альбома, только усиливают чувство страха, хаоса. Темы ночи и войны получают здесь продолжение, но и между ними смываются границы, они соединяются в строках: «Словно ночь, чернеет время войн…» В этой песни в очередной раз (как в большинстве предыдущих песен) проскальзывают веяния романтизма. А именно в смешении понятного, сумбуре, ярких контрастах (не только песни, но и всего альбома), хаосе, который доступен для понимания только одному человеку, главному герою.

Стали сестрами любовь и боль,
Друг клинок заносит за спиной.
<......>
Краски смешаны: где смех, где стон.
Где калечат на глазах мадонн,
Где за ложь восхваляют,
А за правду, проклиная, бьют.

Очень органично вписывается проигрыш: мрачный, давящий, тяжелый (в эмоциональном плане). Почему за ложь восхваляют? Потому что ложь – это тоже иллюзия, а правда разрушает ее. И вдруг мир переворачивается с ног на голову. Тьму сменяет свет, хоть это и свет месяца. Наступает ночь, иллюзии разрушаются. Здесь чувствуются веяния символизма. Символисты верят в существования двух миров: мира реального ( где мы обитаем) и мира реальнейшего. Феноменальной части мира и ноуменальной. Существуют также моменты в природе, во времени, в состоянии человека, когда грани между мирами стираются, когда мир реальнейший проникает в мир реальный (к примеру, у Ф. И. Тютчева этим временем была ночь. День – это лишь маска и только ночью мир являет свое истинное лицо, а у Александра Блока этими моментами были сон, вечер и опьянение). В песне «Добро. Зло» строки «и месяц сменит солнце за окном» и «никогда не поздно верить в сон» говорят о том, что перед лирическим героем открылся мир, где рухнули иллюзии, где «падшие (такие, как главный герой, кто боролся, но пал) становятся святыми», где «последний нищий избран королем». Это те надежды героя, которые «развеяны по снам». Он вновь обрел их, но лишь во сне:

Завтра будет лучше, чем сегодня.
И никогда не поздно верить в сон.
Есть надежда даже у того, кто обречен.
Нет границы меж добром и злом.

Обреченный герой обрел надежду. Об этом свидетельствует и заряженный оптимизмом проигрыш. Но конец песни, повторяющий начало «Свет. Тьма» (которая плавно перетекает в «Добро. Зло»), своей мрачностью напоминает нам о мире реальном (герой, напомню, видит мир реальнейший), напоминает, что все, что видит герой, - сон. Во сне открывается вся правда об этом мире, рассказывается его история:

На изломе неба
Был рожден наш мир…

Падение иллюзий проявляет правду. Правду безумного мира:

У безумия причины нет.
Нет границ и нет цены.
Мир безумен миллионы лет…

Сразу же вспоминаются слова песни «Бесы»:

Дай мне сойти с ума.
Ведь с безумца и спроса нет.

На месте разрушенных иллюзий возникает пустота, которую пытаются заполнить истинными знаниями: «Кто же мы?» Но вопрос уже не исходит от героя («Кто же я?»), он исходит от лица всех людей, которые строили иллюзии и потеряли их во сне лирического героя. Они поняли, что жили в иллюзиях. Они разрушили стены. И вновь стали искать покой, свет: « Где наш дом? Где наш огонь?…Где покой?»

Кто-то верит в завтра,
Кто клянет вчера…

И те, кто верят в завтра, строят рай из грязи. У них темное будущее, грязное. Те, кто клянут вчера, живут вчерашним днем, но этого дня больше нет, остались лишь воспоминания, осколки стекла. Осознание этого печально. Поэтому и проигрыш наполнен не мрачностью, не страхом, а печалью. Но в самом конце мелодия вновь обрывается тяжелым аккордом и резко исчезает…
Ночь проходит, а вместе с ней проходит сон, надежда:

Слезы льет ночь, в небе сгорают осколки дня.
Слезы льет ночь, в даль уплывает реальность сна.

Ведь, когда всходит солнце звезд уже не видно…
Вновь приходит реальность мира: «дыханье бездны», «холод дождя и застывших роз». Люди, которые прозрели во сне героя «уходят прочь». На их место приходят «мертвые лица». Реальность сна сгорает, сгорает та самая реальность, которая запрещена его миром, сгорает запрещенная реальность, реальность правды. А вместе с ней сгорает и герой, продолжается тема душевного падения героя, которая была начата в песне «Падший». А в конце мы вновь слышим то же, что и в конце «Дьявольского вальса». Вновь орган, голос дьявола, который «смеется над нами», но мелодия стала куда страшнее из-за добавления гитары, а в конце звук проваливается в бездну, унося с собой лирического героя.
Музыкальная композиция «Запрещенная реальность» является кульминацией всего альбома. В ней сконцентрирована вся та темная, адская сила, против которой восстал романтический герой. Сила, которая победила его. Символично, что многие отрывки «Запрещенной реальности» повторяют соло из проигрыша песни «Смутное время». Эта композиция своего рода «танец смерти», но смерти духовной. Да и само название «Смутное время» вписывается в общую концепцию мира альбома: смутное время, нет границ между светом и тьмой, добром и злом, правдой и вымыслом, боги спят, дорога в рай ведет на дно… «Смутное время карает нас», оно карает лирического героя и всех, кто восстает против него. Кто предпочитает правду сна, реальность сна – запрещенную в этом мире реальность. И музыка подстать этой атмосфере: тяжелая, ритмичная, агрессивная.
Песня «Рожденные жить» - это своеобразный эпилог, где показано поражение лирического героя, то что с ним стало. А именно – смирение. Главный герой в последней песне пришел к тому, от чего ушел в первой. Он смирился со всеми реалиями. Его последняя попытка хоть как-то сопротивляться оканчивается неудачей. Он уже не так одинок, как раньше, но груз знаний правды все равно давит, но и от этого герой пытается избавиться. Он кричит: «Проснись! Столько лет мы возводим замки и храм, - но тут же пытается смириться с этим, - рожденные по воле рока жить.» Рок – это злая судьба, которую нельзя изменит. Они не собираются возрождать растоптанную веру в богов: «Богам веры нет.» Он отказывается от самого дорогого, что у него было – от мечты:

Мечтать смысла нет – это путь к волшебным мирам,
В страну надежд изломанной души…
Об этом говорит даже то, что если у него во снах, в мачте, он Вери, что «завтра будет лучше, чем сегодня», то теперь он смотрит на это иначе:

Смотри! Новый день, тот же был сюжет, ну и пусть,
Он лишь мгновенье бесконечных сцен.

Герой начинает верить в то, что прошлые дни, когда, все знали, где свет, где тьма, когда границы не были смыты, - это еще одна страничка «книги перемен». Сейчас граница между светом и тьмой – это еще одна иллюзия:

Смотри! Свет и тень прошлых дней, а их не вернуть –
Они частицы вечных перемен.

Главный герой обрел покой, смирившись, приняв все, как есть:

Не плачь, не жалей, не зови,
Слабому – плеть, вольному – воля.
. Имя свое к солнцу неси в теплых ладонях.
У ветра дорогу спроси, сомнения прочь и прочь тревога,
Все как есть прийми
И не вини ни черта, ни бога.

Не к тому ли солнцу нести имя, что таит правду, не у того ли ветра спросить дорогу, что «разметает пламя» (песня «Дьявольский вальс»)? Проигрыш у этой песни в начале ехидный (синтезатор), словно смеющийся над героем, осмелившимся бросить вызов всему миру, потом, со вступлением гитар, проигрыш становится серьезным и в некотором роде «злым», а само гитарное соло преисполнено печалью. И вновь звук солирующей гитары умирает в конце проигрыша, как и герой, как его душа. И куплет начинается со слов, обозначающих смерть героя: «Мечтать смысла нет…»
Трагедия главного героя, как и любого романтического героя, состоит в одиночестве и противопоставлении толпе, окружающим. Он бросает вызов этому миру, он в духовном плане выше всех обитателей этого мира, но эту битву ему не суждено выиграть. Мир поглощает его. Но финальная композиция «Все…» оставляет какие-то надежды. Она представляет собой заключительную часть соло из песни «Смутное время», но сыграна она очень оптимистично. Даже в смутное время, в этом мире, есть надежда Среди тех, кто «растоптал веру» есть те, кто «помнят дух святой». И, возможно, в этой войне между лирическим героем и его миром, в поражении этого героя заключена маленькая победа. В этом брошен огромный вызов всему миру.
Альбом «Запрещенная реальность» является уникальным. В нем сплавлены воедино тексты и музыка, они продолжают и дополняют друг друга. Тексты написаны в лучших традициях классического романтизма и символизма, была использована масса литературных приемов, не свойственных для традиционных текстов песен. Новаторство Маврина состоит еще в том, что он написал музыку, в которой угадывается литературное направление (проигрыш песни «Падший» - типичный романтизм), на нее накладываются литературные штампы, которые определяют то или иное течение в литературе. Каждая песня из этого альбома по-своему уникальна и несет в себе какой-то смысл. Но, соединившись вместе, эти песни преображаются, создают совершенно новый смысловой пласт, несут слушателю совершенно новую идею. Альбом «Запрещенная реальность» можно смело назвать литературным произведением в музыке.

(с) Курников Артем aka Caesar
Боги спят. А человек тем временем становится творцом своей судьбы (с)
Аватара пользователя
Ldsz
 
Сообщения: 71
Зарегистрирован: 11 ноя 2009, 23:48
Откуда: Ростов-на-Дону

Re: Концепция "ЗР"

Сообщение Ldsz 31 авг 2011, 23:21

И... обсуждение данного произведения вконтакте (избранные цитаты, осторожно, МНОГО буков))

[more]Евгения Ldsz
Автору респект. Хотя мне всё по-другому представляется В "Рожденных жить", например - какое же там смирение?
Смирение - это христианская категория какая-то. Мне тут видится скорее уж алексеевское "Повинуюсь року..."
Но это не смирение, имхо.
"Сила воина в способности повиноваться року. Рок ведёт всякого человека от рождения до смерти, от Млечного пути до Последнего. Но в житейской суете редко кто прозорливо ощущает его ведущую руку. И только воин, возложивший десницу на рукоять меча, вместе с оружием вынимает из ножен свою судьбу. Слепой не увидит и не прочтёт её знаков, гордый пойдёт наперекор, а победа достанется тому, кто совокупит свою волю с волей рока" (С.Алексеев "Сокровища Валькирии. Земля сияющей власти.")
Извиняюсь за некоторый оффтоп Но для меня эта песня - одна из самых-самых в творчестве Маврина... И я её так понимаю - рождённые по воле рока жить - будут жить! Несмотря ни на что. Таков их рок Какое уж тут смирение?

Артем Курников
Ну,каждый видит это по-своему. =)) Евгения, так,как представили вы, я видел эту песню обособлено,не в контексте всего альбома. но если рассматривать все в целом, то мне представляется это несколько иначе. А ваше описание несколько выбивается из сюжета. Просто рок - это злая судьба,злой промысел.Жить - это не рок. Рожденные жить рабами по воле рока.Именно рабами. И любое восстание против этого не будет иметь успеха. Не надо переступать через систему,иначе система переступит через тебя. Вот,что случилось с главным героем. нечто подобное можно наблюдать у Оруэлла в его монументальном романе.У героя там схожая судьба.
Простите,если вы нашли мое сообщение резким и отвергающим.Это вовсе не так. Мне наоборот очень приятно,что находятся люди,которые, прочитав статью начинают переосмысливать, которые уже имели свои взгляды и понимание альбома и сейчас высказывают его, не соглашаясь со мной. Поверьте, это на самом деле приятно. =))


Евгения Ldsz
Артем, жить рабами? Какой ужас (
А как же "вольному-воля"?!
"ЗР" - вещь концептуальная, не спорю, и "Рождённые жить" - некий логический вывод в конце, но мне этот вывод видится вовсе не таким.
Герой не терпит поражение, как в антиутопиях Оруэлла, Хаксли, Замятина и т.п.

Давайте уж разбираться по тексту:

1)Одни столько лет, мы возводим замки и храм,
Рождённые по воле рока жить.
Богам веры нет - снова каждый выберет сам
Свой путь, свой крест, свою судьбу и нить.

2)Смотри - новый день,
Тот же был сюжет - ну и пусть,
Он лишь мгновенье бесконечных сцен.
Смотри - свет и тень
Прошлых дней, а их не вернуть -
Они частицы вечных перемен.

3)Мечтать смысла нет,
Это путь к волшебным мирам,
В страну надежд изломанной души.
Проснись! Столько лет мы возводим замки и храм,
Рождённые по воле рока жить...

пр.
Не плачь, не жалей, не зови,
Слабому - плеть, вольному - воля!
Имя своё к Солнцу неси в тёплых ладонях.
У ветра дорогу спроси, сомнения прочь, и прочь - тревога,
Всё как есть прими, и не вини ни чёрта, ни бога.

Где здесь смирение? Видимо, в строчках "Всё как есть прими"?
Но тут можно поспорить, что такое это "всё". Если это вообще всё - такая позиция противоречит всему остальному тексту. Если наш "лирический герой" принимает абсолютно ВСЁ, как есть, он уже давным-давно в нирване, и никакие земные пути его не интересуют...

А где здесь вы увидели "рабов"?

ИМХО, самый главный идеологический момент в этой песне - слово "Проснись!" Тут уже попахивает концепциями Гурджиева, он тоже всё
призывал проснуться, открыть глаза навстречу истинному бытию...
"Проснись! Столько лет мы возводим замки и храм..."
Замки - это наши иллюзии, наши "стены", об этом в Вашей рецензии всё
сказано хорошо и правильно Да и храм - строение из той же категории. "Мой храм - там, где я, он невидим, но прочен...".
Но здесь мне слышится в голосе "лирического героя" праведный гнев -
какого же, простите, хрена мы занимаемся подобной ерундой, когда мы
рождены, чтобы жить, наш Рок, я бы даже сказала, наш У_Рок - жить?!
Просыпаться наконец и жить, а не существовать... Жить, несмотря ни на что... "от сердца, не жалея сил..." и далее по тексту. Первая песня следующего после "ЗР" альбома, если не считать сингл "ОСР", так ведь? Вот и ответ.

Артем Курников
Не надо мешать другие альбомы, они - это совсем другие вселенные. =))

Герой говорит "Проснись", но в то же время говорит прими и не жалей. А замки.храмы - это иллюзии,которые возводят люди столько лет.Они рабы этих самых иллюзий и страха лишиться этих иллюзий. И крик "проснись" - это уже нечто угасяющее в главном герое. Этакий романтизм. Надежда есть, надежда и у Оруэлла была, но она умирает. Окружающий мир ее убивает.

Вольному - воля, но в этом мире нет вольных. Лирический герой попытался им стать, и получил удар плетью. (сейчас я буду противоречить сам себе: вспоминается "...сделал так, и сердце страхом распорола плеть..".Но не стоит особо в это вдумываться.). Он еще пытается сопротивляться, но усилия его тщетны.
Принять все - это значит принять тот храм иллюзий, ту жизнь, которой они живут. И крик "проснись" сродни предсмертному вздоху, потому что светлый возглас "проснись!", тут же прерывается мрачной фразой "рожденные по воле рока жить". Что-то в герое еще сопротивляется, но проигрывает эту борьбу.

Почему рожденные по воле рока? Рок, как я уже сказал, - это злая судьба. В ЭТОМ мире,ТАК лучше вообще не жить. Злым промыслом, злой судьбой они оказались в этом мире и были вынуждены в нем жить.Они не выбирали этот мир, но они должны его принять. По воле рока, злой судьбою,против их воли. Возможно,кстати,что во фразе "вольному - воля" говорится о смерти.Лишь она дает волю в этом мире...возможно..А все живые получают плеть,ибо слабы и не могут разрушить стены храма. ("За стенами страшно, и страшно их рушить..")

Насчет сингла.Как раз,как мне кажется, его нужно учитывать.Особенно песню "Пророк", которая явнейшим образом связана с альбомом, показывает,что герой сам хотел смириться.
Вообще песня "Пророк" заслуживает отдельного разбора))
А "Откровение" и другие альбомы - это другие вселенные...

Евгения Ldsz
Артем, я не вижу смысла дальше спорить, всё равно останемся каждый при своём мнении, но всё равно попытаюсь последнее слово оставить за собой )
Не вижу ничего мрачного в фразе "Рождённые по воле рока жить". Не рождённые по воле рока - жить, а рождённые ЖИТЬ - по воле рока. Ну как ещё объяснить, чтобы понятно стало?
Рок - это не судьба, и уж тем более не злая
"Они не выбирали этот мир..."

"Снова каждый выберет САМ
Свой путь, свой кресте, свою судьбу и нить" - это тогда о чём?

"По воле рока, ... против их воли" - на эту тему см. приведенную мною выше цитату из Алексеева. "Всё прими" -значит, прими свой рок. А каков твой рок? Жить! А судьбу - выбирай сам.
Во фразе "вольному-воля" говорится, не о смерти, а о жизни. Это русская народная поговорка, если что
Мы МОЖЕМ разрушить стены иллюзий, к этому и призывает клич - "Проснись!"
Идея песни "Пророк" - написать о Нострадамусе, насколько мне известно, была предложена Кипеловым. И вряд ли она логически связана с "Запрещенной реальностью".
Это всё, конечно, сугубо моё имхо, но - все альбомы, все песни обсуждаемой в этом сообществе группы так или иначе описывают происходящее именно в нашей Вселенной, в нашей жизни. "Другие Вселенные" оставим группе "Эпидемия" ))

P.S. Дискуссия плавно заходит в тупик Может, спросим о смысле песни самого Сергея?

Артем Курников

Евгения, вы правы насчет спора, хоть основное предназначение спора - это выявление истины, но в нашем случае и правда тупик)) Скажу лишь одно,насчет рока:
Толковый Словарь Русского Языка С.И.Ожигова: Рок - несчастливая судьба, по воле рока, злой рок тяготеет над кем-нибудь. Злой волей они родились, злым промыслом они вынуждены жить и только смирение им остается...Извините за упрямость еще раз.

Спросить у Сергея Константиновича - это хорошая идея. Он сам советовал выложить это на форуме во второй раз.Я обязательно сделаю это. Но я больше чем уверен,что он вряд ли растолкует нам. Любой поэт романтик, символист зачастую не может объяснить смысл своего творения. Просто некий внутренний гений вел руку с пером..и получилось то,что получилось..А мы уже,как знатные "мавриковеды" =)) изучаем,думаем =)) На самом деле это прекрасно)

Пророк о Нострадамусе..интересно...)) Я связывал пророка с главным героем ЗР. Скажем,показ его внутреннего мира. Давайте поговорим об этом =))

Евгения Ldsz
Цитата из интерактива С.Маврина на http://www.metallist.su:

"Сергей, давно уже хочу Вас спросить об одной вещи… точнее, о двух Есть в вашей песне слова «Каждый сам себе рисует линию судьбы». А вот в интерактиве на офиц.сайте Вы как-то говорили, что верите в существование неких «ключевых точек» в судьбе человека, которые обойти никак не получится… Теперь и вовсе говорите, что «случайностей не бывает» (с). Ну и в книгах С.Алексеева есть такие два важных понятия, как «воля» и «рок». Причем «рок» - это нечто весьма определенное, даже предопределенное. И человек должен ведать свой рок и повиноваться ему. Но как же тогда понять «вольному-воля»? Какой смысл в воле, если она состоит в том, чтобы повиноваться року? Вот чего я не могу понять.
А как Вы понимаете это противоречие? Или нет здесь никакого противоречия?
С уважением, LDSZ.

Ответ:
ИМХО Рок-это судьба,это то,что не изменить,это программа. Но мы можем ее корректировать,в лучшую сторону либо наоборот. В течении того временного отрезка,что нам отведено,т.е. в течении жизни.Своими деяниями,поступками,мыслями.. Мы вольны,мы по сути можем все. Свободы запросто можно лишится,свобода-это миф.Но воля-зто то,что у тебя внутри,это только твое.Можно быть вольным,сидя в темнице и наоборот..Вольному-воля,как и слабому-плеть(слабых чаще бьют ) это тоже рок,судьба,которую мы корректируем и строим себе сами,в течении бесконечного множества жизней. Проживая которые,наша душа развивается либо по восходящей линии,либо по нисходящей..Вкрадце так ИМХО."


Марина Неумоина
Артем, я думаю, что если бы Сергей подразумевал в песне именно то, о чём говорите вы, то наверное он не стал бы советовать её ка как название официального фан-клуба.
"так или иначе, но все рождены для того, чтобы ЖИТЬ!))" (с)


Николай Зевахин
А что нам скажет уважаемый тов. Даль? Я не очень понимаю в этих филологических махинациях, но присоединюсь к Евгении...
И ещё одно соображение... Пророк-однокоренное с роком слово) Я бы даже сказал, что его корень рок))) Но как известно пророк-это не тот кто предсказывает беды и несчастья) Он предсказывает судьбу)...
А что касается Ожегова, так его я не уважаю, надо в корень зрить.) ИМХО)

Евгения Ldsz
Даль - это авторитет, конечно, но... читайте Алексеева! ))
Его трактовка слова "рок" мне нравится гораздо больше.

Артем Курников
На словарь Даля нельзя опираться. Словарь Даля не нормативный. А словарь Ожигова нормативный.
Пророк - 1: в религии - избранник Бога на земле,огткрывающий его волю и смысл истории - прошедшее,настоящее,будущее. 2переносное: тот,кто пророчит,предсказывает что-нибудь.
Как видно,связи с роком нет...

Марина Неумоина, я говорил, что песня "Рожденные жить" без учета контекста альбома несет другой смысл.Каждая песня альбома несет свой смысл,когда он рассматривается обособлено.Но соединившись открывается совсем иной смысловой пласт. Это как в "Записках охотника" Тургенева. Сам по себе рассказик ничего необычного не несет,да,что-то есть, но ничего такого.Цензоры пропускали.А когда вышли все рассказы и их прочитали не по одному,а вместе,получилось что это ТАКОЕ произведение, с таким смыслом,что сразу запретили все(я уже точно не помню,что именно там было, но принцип тот)...Вот тут примерно то же самое.


Николай Зевахин
Как же нету связи с роком? 0_о А корень?) Не следует при подобных рассуждениях опираться только на суждения других)


Николай Зевахин
И вообще, что значит нормативный/ненормативный?


Марина Неумоина
Артем, песня и в альбоме не несёт того смысла, который Вы указали. Нет там смирения. Это вообще самая светлая, самая оптимистичная композия альбома. В данном тексте иная трактовка слова "рок", и нет смысла ссылаться на толковые словари. Рок - это предназначение человека, но никак не злая судьба. Это то, для чего конкретный человек существует в этом мире. А уж как он будет исполнять это предназначение, и будет ли исполнять вообще - его воля. Если человек поймёт для чего он живёт то тогда - "Повинуюсь року!".

Всякий текст можно трактовать по-разному. Нужно видеть не только слова, но и их подтекст. И учитывать, из чего складываются тексты, что послужило толчками к такому восприятию реальности. И если этим не поинтересоваться, восприятие смысла творчества может быть ошибочным.

Присоединяюсь к совету LDSZ, если Вы не читали Сергея Алексеева - почитайте. Поверьте, Вы по-иному взглянете на многое из творчества Маврика. И многое сразу станет ясным и понятным. (А ещё Успенского и Гурджиева можно почитать, для совсем уж целостной картины)


Артем Курников
Я не буду спорить с Вами. Возможно,правы Вы, возможно, прав я. И рассудить нас вряд ли кто сможет. Я предлагаю остаться каждому при своем мнении. =)) Вы считаете,что песня "Рожденные жить" оптимистична и не несет того мрачного смысла,который вкладываю в нее я. Я считаю иначе.Согласитесь, каждый из нас может ошибаться. Не будем спорить))

Николай Зевахин, по поводу рока я имел в виду лексическую связь,а не составную. Нормативный словарь - это словарь, который содержит общепринятые нормы языка. Ненормативный словарь нормы языка не содержит. В словаре Даля очень много диалектов, просторечий, слов,которые либо потеряли свой смысл,либо поменяли. Я не филолог, я не могу сказать Вам более точные критерии, но,поверьте мне, это на самом деле так.Не стоит опираться на словарь Даля, и его толкование слов считать истинными. Многие слова,как я уже сказал,либо не существуют,либо употребляются в какой-то местности, либо имеют ныне другое значение, либо в каждой местности понимаются по-разному.


Данил Зайнуллин
Подниму тему почти через месяц) Своя точка зрения сложилась насчет РЖ.
"Рожденные жить" - итог всего альбома, когда автор сам рассказывает свое виденье ситуации. Я понимаю так - пока герой в смятении, сторонный наблюдатель, уже все решивший и определивший для себя, дает еду голодному, или в уме комментирует заблудшего.
"Не плач, не жалей, не зови!", ты это ничего не даст! Ты САМ все решаешь!
"Слабому - плеть, вольному - воля!", не будь амёбой, только к чему-то стремясь и добиваясь этого можно получить что хотел!
"Имя свое к солнцу неси...", пусть все узнают, что ты стремишься на верх, и не только стремишься, но и идешь, "... в теплых ладонях!", и что ты Живой! В тебе течет кровь, и она не замерзла!
"У ветра дорогу спроси" он свободен, он не ограничен тем, чего нет, следуй его примеру. "Сомнения прочь, и прочь тревога", будь уверен в своем пути, ведь "Все как есть", все предопределено, есть вещи, которых не избежать, есть Рок, и это не Судьба. Судьбу человек сам строит, но Рока не избежать. "и не вини ни черта, ни бога!", они ни причем, Рок - это часть тебя, как глаза, характер, и самый верх, предел - Рок.
"Проснись! Столько лет мы возводим замки и храм". Открой глаза! Мы уже долго сами возводим убежища для тела и души, потому что Рок решил, что мы должны быть рождены, и это не спроста.
"Богам веры нет, снова каждый выберет сам свой путь, свой крест, свою судьбу и нить", не верь иллюзиям, не верь тем кто учит тебя жить, каждый сам все решает, что и как ему надо делать и жить.
"Смотри - свет и тень прошлых дней, а их не вернуть, они частицы вечных перемен", прошлое ушло и его не вернуть, как вылитое молоко. Не смотри назад, в нем смысла нет, он в настоящем, в том, когда ты можешь действовать.
"Мечтать смысла нет, это путь к волшебным мирам, в страну надежд изломанной души", живи этой жизнью, той, какая она есть, а не пустыми сказками, которые разве что могут душу сломать.
Так я вижу эту тему. Сами по себе "Рожденные жить" - тех кто не знает знакомит с понятием Рок, тех кто его учитывают - это их гимн. В концепции, выложенной Артемом Курниковым, это как итог, в чем ошибка лирического героя была, взгляд со стороны на человека, потерявшего голову в своей романтике, в попытке видеть мир таким, каким он не являеться. Герой не увидел, что уже до него есть живые люди, которые не сидят на месте, что есть убежища (замки и храм - замок для тела, храм для души), где примут и помогут.
Альбом Запрещенная Реальность - это как предостережение, что будет с теми, кто ступил на нее. Она сама иллюзия, эта реальность.
/* Если где-то запарился с грамматикой - дайте знать, исправлю*/
/*Учтите, что мысли выкладывал в таком объеме в первый раз, так что не обесудьте*/

Алиса Курбанова
Во многом согласна с автором первого сообщения, кроме нескольких пунктов.
Во-первых, никакого смирения в конце этой эпопеи мы не наблюдаем. То, что происходит с героем, скорее можно охарактеризовать словом "просветление", а это совсем не одно и то же.
Во-вторых, нет здесь и чистого романтизма - это синтез романтизма как противопоставления героя и толпы и неоромантизма как противопоставления героя самому герою. Ведь персонаж переживает глубокий внутренний разлом. Если бы вся его трагедия заключалась в противоречии между ним самим и массой людей, это, как говорится, было бы ещё полбеды. Но его же терзают внутренние сомнения, он сам не до конца уверен в своей правоте, а к концу своих размышлений приходит к мысли об отсутствии единой истины. В этом смысле "Запрещённая реальность" напоминает мне Джозефа Конрада, особенно его "Теневую черту".
А вообще, в герменевтике есть золотое правило: сколько интерпретаторов, столько и интерпретаций. У каждого есть своё видение, своя концепция, отличная от концепции других. Бесполезно убеждаь кого-то в правильности своей точки зрения. Интерпретатор может увидеть в тексте даже то, чего не увидел автор.


Артем Курников
Позвольте нескромный вопрос. Ваши анализы альбома, видения его,осмысления сложились давно или это стало итогом прочтения моей статейки?
не надо искать в этом вопросе упрек,издевку или что-то еще..не найдете))))
Этот вопрос задан из любопытства.

Алиса Курбанова
Да, я считаю иначе. И моё видение этого альбома сложилось уже давно. Вчера под влиянием Вашего анализа я ещё раз прослушала альбом и осталась при своём мнении. В "Пока боги спят" поётся:
А истины нет и лишь вольному - воля.

То есть лирический герой знал о недостижимости абсолютной истины, но не хотел это принять. Принимает это он только к концу:
Снова каждый выберет сам
Свой путь, свой крест, свою судьбу и нить.

Нет истины, есть только многочисленные правды. О чём я, собственно, и пытаюсь Вам сказать. Я удовлетворила Ваше зудящее любопытство? )))

Алиса Курбанова
И ещё позволю себе один комментарий: песня "Дьявольский вальс" отсылает нас скорее не к "арийским" "Бесам", а к "Бесам" Достоевского: "как столетьем раньше...". Кроме того, в тексте есть некоторые аллюзии, отсылающие нас к Достоевскому.

Артем Курников
Более чем))
Вот,в том-то и дело,что герой понял множество правды и отправился искать истину.В конце он ее не нашел и смирился....
Так)))Я опять начинаю спорить...)

(...)

Николай Зевахин
Ога, в основном всё так, хочу добавить что если уж все песни Маврика написаны им в качестве отражения одного и того же явления, которое обычно называют "жизнь") то уж и рассматривать нужно все альбомы в совокупности. К примеру возьмём запрещённую реальность.... Герой ничего не нашёл, сломался и стал падшим. В обратной стороне от рассуждает что мол как бы щаз хорошо было вернуться в город, стоящий у солнца, и взывает к божественному началу с просьбой чтобы оно лишило его знания о роке, о том что как бы ни было *цензуред*, но его(да и всех нас) рок - идти до конца. А в откровении речь идёт о том что опять же "глаза мои б не смотрели"(унеси меня дорога), о том что сколько не рубись(воины), но по большому счёту результат будет исключительно личный, т.е. поимеешь силу, закалишся, войдёшь в легенды, но на рок других людей и на всё остальное это не повлияет - "лета и века - станет сказкой быль, лета и века стельтся ковыль -- в поле диком ветер, да степная пыль..." Есть ещё один непонятный момент... Каким фигом можно ко всему этому привязать "За чертой"? Я пока не говорю об остальных моментах, там ещё много чего есть, меня сейчас только рок интересует.

Евгения Ldsz
Артем, отвечая на вопрос - ну вот я, например, обычно начинаю думать над текстом, как только его услышу ) А было это давно...

Николай Зевахин, не совсем понятны некоторые моменты в ваших рассуждениях. Где именно (укажите строчку!) герой "взывает к божественному началу с просьбой чтобы оно лишило его знания о роке"???

>"сколько не рубись(воины), но по большому счёту результат будет исключительно личный, т.е. поимеешь силу, закалишся, войдёшь в легенды, но на рок других людей и на всё остальное это не повлияет -" -разве так??
Насколько я помню, воины бились "не за славу, а за ПРАВДУ и за ЧЕСТЬ!" (с)

>Каким фигом можно ко всему этому привязать "За чертой"?
Эта песня действительно несколько выбивается из концепции альбома, недаром она идёт бонусом.
Смысл я понимаю так.
Человек стоит у черты, решаясь шагнуть (прыгнуть) за неё. Мы все когда-нибудь оказываемся у такой черты, за которой вся жизнь меняется по-крупному, начинается новый этап.Чтобы шагнуть в него, нужно распрощаться с прошлым. Отпустить и любовь и боль, старые привязанности и обиды - чтоб не висели камнем на шее, не давая взлететь. И не стоит бояться того, что откроется за чертой. Разбежаться, и... нет, не "шмяк" об землю, как многие подумали ))
"В жизни каждого бывают моменты, когда следует броситься в пропасть, чтобы наконец убедиться в том, что всегда умел летать..." (М.Фрай)

Как увязать эту песню с сюжетом ЗР? А стоит ли?
Ну можно сказать, что наш "лирический герой", осознав и увидев слишком многое, сам себя поставил перед этой чертой. Стоит на краю, сомневается, а "сторонний наблюдатель" (или автор) ему подсказывает - лети, не жалей ни о чём...

Артем Курников
А я все-таки останусь при свем мнении,что не стоит мешать альбомы.Они разные по содержанию, по вселенным,которые описывают. З.Р. - одно, Откровение - другое.
А то что тема одна - жизнь,как вы сказали,- это не показатель.В поэзии есть тема любви.она одна, но как по-разному ее раскрывают.
И,мне кажется,не стоит так категорично заявлять,что тема жизнь..Она куда более многогранна(тема).простите,если кого обидел или задел своим сообщением,но это мое личное мнение,которое может быть и ошибочным.

Николай Зевахин
Конечно, тема - жизнь, альбомы - грани, чтобы увидеть целую картину нужно соединить все и ещё от себя добавить. Не стоит забывать, что маврик смотрит на жизнь с мужской точки зрения, некоторые грани нашему(мужскому) уму недоступны))
>>>"сколько не рубись(воины), но по большому счёту результат будет исключительно личный, т.е. поимеешь силу, закалишся, войдёшь в легенды, но на рок других людей и на всё остальное это не повлияет -" -разве так??
Конечно, разве что только пример покажешь.
>>>Где именно (укажите строчку!) герой "взывает к божественному началу с просьбой чтобы оно лишило его знания о роке"???
Указываю:"Дай родиться вновь из воды и света, жить не зная тайн завтрашнего дня, у иных миров не просить ответа.... Дай мне сил дойти, отпусти меня...". Так вот знание о роке на мой взгляд равнозначно жизни,
а когда его нет - смерти.
Мдя... Корявенько изложил))


Евгения Ldsz
>>>>"сколько не рубись(воины), но по большому счёту результат будет исключительно личный, т.е. поимеешь силу, закалишся, войдёшь в легенды, но на рок других людей и на всё остальное это не повлияет -" -разве так??
>Конечно, разве что только пример покажешь.

Это и есть "мужская точка зрения?" )) Николай, мне прям страшно жить в этой стране...

Ага, например, страну спасёшь от захватчиков... Конечно, никакого влияния на судьбы других людей :-/
Хорошо, что в Великую Отечественную наши солдаты о "личном результате" не думали всё-таки.

>Указываю:"Дай родиться вновь из воды и света, жить не зная тайн завтрашнего дня, у иных миров не просить ответа.... Дай мне сил дойти, отпусти меня...". Так вот знание о роке на мой взгляд равнозначно жизни,
а когда его нет - смерти.

ПроРок не свой рок ведает, а общечеловеческий. Тут категории другие...
ИМХО, такое бремя нести значительно тяжелее, чем бремя знания своего личного рока. Хотя если его Рок - это как раз знать общий рок... замкнутый круг.
Драма Пророка в том, что его не слышат. Его дар бесполезен. Он чувствует, что не исполняет свой собственный рок, свою функцию, не справляется, и просит освободить его от этой функции, а не от знания.

Кстати, приведённая цитата - из варианта Кипелова. У Маврина было так:

"Дай родиьтся вновь - не из огня,
Дай родиться из воды и света,
Жить, не зная боли и проклятий,
И не зная завтрашнего дня;
Жить, не ведая иных миров,
Жить - и не просить у них ответа...
Я безумен - отпусти меня!
Дай же мне родиться, боже, вновь!"

Артем Курников
Драма Пророка, скорее в том, что его не хотят слышать.
"Может солнцем показакться пламя от свечи". Это пламя и есть Пророк, эта свеча - это он. А люд настолько погряз в своих невериях, иллюзиях, что не просто не слышат его, а даже не хотят слышать его. Он слишком ярок в мире тьмы...

Николай Зевахин
Евгения, речь не о том) На судьбы влиять не так трудно, но изменить внутренния мир людей, чтоб им же жить стало лучше могут только они сами. А воины могут только показать пример, да и то, только как оно снаружи смотрится)) ИМХО) Вот, а в переспективе все мы в землю ляжем, и мало что останется, ковыль да легенды....))) И то не факт, скорее всего осанется ядерная зима и засраная планета))
С пророком облажался, извиняйте, тут уж сам пророк не расчитал...
Проблема сложная, стопудово....

Сергей Иванов
Все-таки я тоже считаю что рок – это именно злая судьба.
И после всего того что с ним произошло в первых песнях он сделал для себя именно такой вывод: что мы рождены по воле рока жить
Все-таки если бы герой смирился, то он бы не пел:

Не плачь, не жалей не зови.
И не вини ни черта ни бога

Наоборот он бы стал жалеть себя и винить всех подряд в своих не удачах - то есть смирился бы.

Имя свое Солнцу неси в теплых ладонях
У ветра дорогу спроси,
Сомнения прочь и прочь тревога

Он говорит: не отчаивайся и иди вперед.

Все как есть прими… И хочется продолжить: и снова иди вперед…

Мечтать смысла нет - это путь к волшебным мирам
В страну надежд изломанной души
Проснись! Столько лет мы возводим замки и храм
Рожденные по воле рока жить

Проснись! Мечтать смысла нет, как бы ты не мечтал это все го лишь мечты, все чем мы занимаемся это все го лишь возводим замки и храм, так как мы все го лишь люди, и нам не остается не чего другого…
Замки и храм я понимаю буквально: замок – это дом для человека, храм - это дом бога, то есть строем материальное и духовное…

Сергей Иванов
Да и слово пророк, если начинать разбираться чем занимаются пророки, то они в основном предсказывают несчастья, именно из-за этого и не взлюбили пророка из песни.

Время войн, катастроф
Я читал по картам снов
И на грязных площадях
Я взывал к толпе…

Он взывал к толпе, говорил что нельзя жить так как вы живете случится беда, но в мире где за ложь восхваляют, а за правду проклиная бьют это делать бесполезно, так как никто не хочет меняться, все хотят жить так как привыкли, хотя в глубине души знают что он прав…

Знать бы мне лишь одно
В мире ослепленных тьмой
Может солнцем показаться
Пламя от свечи

Если б он знал, он бы не отказывался: не от знаний, не от «функций» пророка. Он бы просто пошел по другому пути, но он не знал и случилось так как случилось.

Дай родиться вновь не из Огня
Дай родиться из Воды и Света
Жить, не зная боли и проклятий
И не зная завтрашнего дня
Жить, не ведая иных миров

И тогда он все возненавидел, себя в первую очередь, и уже отказался и от «функций» и от знаний, и лишь просит:

Дай же мне родиться, Боже, вновь!

Сергей Иванов
Если вспомнить того же Нострадамуса, то конечно же это песня не про него. Нострадамус знал что его знания не нужны людям, что стоит ему только заикнуться его тут же сожгут на костре инквизиции. Именно по этому шифровал все свои предсказания в стихах, возможно и не надеясь, что их когда ни будь, прочтут. Он по другому пытался помогать людям, к примеру занимался медициной, боролся с чумой во время эпидемии, а не бегал по кварталам крича: хватит гадить в реки, а потом пить из них, заболеете…


Артем Курников
Да, он действительно призывает проснуться, в некотором роде, идти вперед, но других, молодых еще людей. Иначе не было бы композиции "Все.." которая все-таки как бы кричит, что это еще не все..не конец.
Но данный призыв, не относится к лирическому герою, на мой взшляд. Именно в припеве мы чуствуем это.

Насчет пророка, он скорее ненавидит не себя, а свой дар именно и небо, что не лиает его этого дара. И предсказывает он, скорее не беды, а темную сущность людей, он показывает все их темное нутро, что они живут во тьме собственных пороков.

В мире ослепленных тьмой
Может солнцем показаться
Пламя от свечи.

Ведь это пламя - это и есть лирический герой, пророк. Поэтому его и невзлюбили, потому что "правда глаза колит".

Евгения Ldsz
>Если вспомнить того же Нострадамуса, то конечно же это песня не про него

Маргарита Анатольевна прямым текстом говорила, что про него

Карина Сергеева
Обалденно... Слов нет..... А сам СК это читал??

Артем Курников
Скорее всего,нет [/more]
Боги спят. А человек тем временем становится творцом своей судьбы (с)
Аватара пользователя
Ldsz
 
Сообщения: 71
Зарегистрирован: 11 ноя 2009, 23:48
Откуда: Ростов-на-Дону


Вернуться в Творчество

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron